Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
|
| | |
|
УСТРОЙСТВО ВАРИАТОРА
Для совсем чайников объясню как действует клиноременный вариатор, применяемый на большинстве японских скутеров. Вариатор состоит из клинового ремня и двух шкивов. Клиновой ремень - это ремень, который касается шкива только боковыми поверхностями. В сечении он имеет трапециевидную форму. Когда ремень проходит по шкиву, то под действием силы натяжения он расклинивается в его ручье - от этого и название. Шкив клиноременной передачи представляет собой две конусные поверхности - "щеки шкива", зазор между которыми называется "ручей". Шкив, вращаемый двигателем, называется ведущим, шкив с которого производится отбор мощности - ведомым. Ведомый шкив на моем скутере совмещен с центробежным сцеплением, вращение с котроого передается на редуктор заднего колеса.
Шкивы вариатора, в отличие от обычной клиноременной передачи имеют особенность: расстояние между щеками может изменяться. На ведущем шкиве этим занимается муфта вариатора, описанию которой посвящена данная статья. Щеки ведомого шкива просто сжимаются пружиной. При увеличении оборотов двигателя муфта вариатора сводит щеки ведущего шкива, при этом ремень выжимается от положения, близкого к центру шкива на его периферию. Поскольку длина ремня постоянна, то при этом его натяжение увеличивается и на ведомом шкиве он, преодолевая сопротивление пружины, раздвигает его щеки, смещаясь к центру шкива. Передаточное число вариатора - это отношение радиусов, по которым проходит ремень на ведомом и на ведущем шкивах. Увеличение оборотов двигателя вызывает уменьшение передаточного числа, что эквивалентно включению более высоких передач в обычной коробке.
Глобальный недостаток автоматического вариатора - это зависимость передаточного числа только от скорости вращения двигателя, без учета нагрузки ведомого шкива.
Самая сложная деталь в вариаторе - это муфта, которая управляет положением щек ведущего шкива. От ее исправности зависит разгонная динамика скутера. Корпус муфты 2 является одновременно подвижной щекой шкива. На хвостовике коленвала 1 закреплены: упорный диск 3, распорная втулка 4, неподвижная щека шкива 5. Крепление осуществляется затяжкой гайки 8 через шайбу 7. Корпус муфты может продольно перемещаться относительно вала. Для предотвращения его проворачивания относительно неподвижной щеки служат выступы (В) на внутренней поверхности, которые входят в прорези на упорном диске 3. Между упорным диском и внутренней конусной поверхностью подвижной щеки расположены шесть роликов 9. Ролики могут перемещаться по радиальным каналам, сделанным в корпусе муфты 2 (на рисунке не показаны). Ролик имеет цилиндрическую форму и состоит из металлического сердечника, помещенного в пластмассовую втулку. Ролики смазываются густой смазкой, залитой в корпус муфты. Чтобы смазка не вытекала и не попадала на ремень, муфта закрыта металлической крышкой 11 через резиновую прокладку 10. (Кстати, именно наличие этой смазки, стекающей на стоянке в нижнюю часть муфты, вызывает повышенную вибрацию двигателя сразу после его пуска. После равномерного распределения смазки вибрация прекращается.)
При вращении двигателя, ролики под действием центробежной силы разбегаются от центра муфты и расклиниваются между ее внутренней конусной поверхностью и упорным диском 3. При увеличении оборотов двигателя ролики расходятся все дальше, корпус муфты смещается вправо (по рисунку), щеки шкива сходятся и ремень 6 вытесняется от центра шкива к его периферии.
Самой распространенной неисправностью муфты является износ роликов, при котором на пластмассовой втулке появляются выработки - "лыски" и ролик теряет круглую форму. Эта неисправность проявляется в "неохотном" восстановлении прежнего передаточного числа после сброса газа из-за заклинивания роликов между упорными поверхностями. Из-за неудовлетворительной смазки внешней поверхности распорной втулки 4 может быть затрудненным перемещение подвижной щеки вариатора, проявляющееся в плохой разгонной динамике скутера. У себя я смазал эту втулку густой смазкой Литол-24 тонким слоем. Применение жидкой смазки, по-моему нецелесообразно, так как центробежной силой ее будет выбрасывать с поверхности втулки, и она может попасть на ремень.
В данной статье была описана муфта скутера Honda Tacty, но насколько я знаю, устройство этих муфт одинаково для всех Хонд. В других скутерах, в которых используется клиноременный вариатор, скорее всего могут быть какие - нибудь непринципиальные различия, например в числе роликов.
P.S. В свою очередь мне небезынтересно было бы узнать устройство цепных (?) и дисковых вариаторов, применяемых в других скутерах.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Karp (26.09.2012)
|
Просмотров: 3549
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
| | |
|
Поиск |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Поиск по сайту |
|
|
|