Все современные мотопроизводители переводят свою технику с карбюраторных систем питания на инжекторные. "Чем мой 'Урал' хуже?" - задумался Владимир Поляков из Сочи и создал на своём "Вояже" систему впрыска. Да такую, что любой завод обзавидуется: потребление топлива мотором сократилось до 3х литров на 100 км!
Надоели ему карбюраторы - постоянно требовали регулировок, синхронизаций, мотор плохо заводился, неуверенно держал холостые обороты... И вот в тайной сочинской лаборатории (у Владимира дома) из кучи проводов, шлангов и сантехнических деталей сложился некий девайс и был вживлён в ирбитский оппозит. Работой двигателя управляет электронный "мозг" на основе микропроцессора PIC16F84. В него зашит алгоритм работы впрыска и зажигания - программы для него завлаб написал самостоятельно. Но не простые, а возможностью корректировки состава смеси и опережения зажигания. Для выбора нужной программы под бензобаком есть три кнопки, а на руле жидкокристаллический дисплей, на который выводится вся информация обо всем, происходящем в моторе.
Но чтобы система управления могла выдавать команды безошибочно, ей нужна достоверная информация с датчиков. Это датчик положения коленвала, переменный резистор, отслеживающий положение дроссельной заслонки (позаимствованный у какого-то древнего "Опеля"), и масс-расходомер воздуха, всасываемого в систему питания двигателя. Микропроцессор общается с водителем через дисплей Но чтобы система управления могла выдавать команды безошибочно, ей нужна достоверная информация с датчиков. Это датчик положения коленвала, переменный резистор, отслеживающий положение дроссельной заслонки (позаимствованный у какого-то древнего "Опеля"), и масс-расходомер воздуха, всасываемого в систему питания двигателя.
Система зажигания состоит из двухискровой катушки от "Оки" и вазовского коммутатора. Но коммутатор не обладает функцией изменения угла опережения зажиганияв зависимости от оборотов и нагрузки на двигатель, посему ему доверена функция силового выключателя, управляющего "бобиной". На вход коммутатора сигнал поступает с микропроцессора, и он, согласно выбранной программе, определяет момент, в который должна "бить" искра.
Катушка заняла место генератора. Зачем? А затем, чтобы можно было установить источник энергии впереди двигателя и избавиться от течи масла из-под сальника и вечно воющих шестерёнок привода. Теперь бортовую электростанцию крутит зубчатый ремень от электрорубанка. Шкив установлен на хвостовике распредвала, который пустовал ввиду отсутствия штатной системы зажигания. Топливная система - вершина гениальности всей разработки. С первого взгляда можно подумать, что её сделали в Италии - на эту мысль наталкивают надписи "Made in Italy" на впускных патрубках. На самом деле всё гораздо прозаичнее, - просто при создании системы под рукой оказались детали от итальянской сантехники. Эти блестяще патрубки стали вторым домом для вазовских форсунок (их производительность оказалась подходящей под кубатуру цилиндров). Пришлось повозиться, пока подбирал угол установки форсунок, ведь топливо в факеле распыла должно попадать в воздушную струю, а не оседать на стенках впускного тракта. Воздухом "заведует" одна дроссельная заслонка, перед которой стоит датчик массового расхода воздуха. Бензонасос, расположившийся под селом, и вакуумный регулятор даления топлива, занявший место бензокрана, - тоже заииствованы у "десятки". Вместо привычных карбюраторов - итальянская сантехника
Каков результат? Двигатель всегда заводится с пол-оборота, работает идеально ровно и адекватно реагирует на движения ручки газа. Расход топлива в самом экономичном режиме позволяет Владимиру съездить из Сочи в Тамань и обратно на одном баке бензина, иными словами, "Вояж" "ест" около 3х литров бензина на сотню.
Это далеко не рядовой результат - без незаурядной технической эрудиции вряд ли что-то получилось бы. Но есть и еще один итог этой работы - сочинец Владимир утёр нос конструкторам Ирбитского мотозавода.
Микропроцессор и бензонасос поселились в подседельной ёмкости
Принципиальная схема системы управления двигателем 1 - микропроцессоный блок управления; 2 - ж/к дисплей; 3 - кнопки подстройки; 4 - расходомер воздуха; 5 - датчик положения дроссельной заслонки; 6 - датчик пложения коленвала; 7 - датчик положения распредвала; 8 - вазовский коммутатор; 9 - двухискровая катушка зажигания; 10 - топливные форсунки; 11 - свечи зажигания; 12 - регулятор давления топлива; 13 - электрический бензонасос; 14 - бензобак. Расходомер установлен между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой А под бензобаком регулятор давления топлива и кнопки подстройки программ Датчик положения коленвала помещён в смотровом окошке картера
|