Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
|
| | |
|
Какой бензин лучше для впрысковых мотоциклов?
Во-первых, несмотря на то что на разных бензинах мотоциклы выдают разную мощность, по теплотворной способности все бензины практически равны, вопреки мнению отдельных читателей. На это указывает Денис Владимирович Висицкий из Приморья, а Максим Малиновский из Томска уточняет: «теплота сгорания бензина (независимо от октанового числа) находится в пределах от 43,5 до 44,5 МДж/кг». Евгений Калинин из Нижнего Новгорода объясняет: «химически эти виды топлив отличаются, в идеале, лишь структурой молекул углеводородов - более длинные молекулы углеводородов имеют лучшую детонационную стойкость».
Главная же причина такого поведения моторов, по мнению большинства читателей, - в скорости сгорания разных бензинов и стойкости к детонации, которая и характеризуется октановым числом. Вот отрывок из письма Евгения Калинина: «На практике, стремясь поднять КПД двигателя, производители поднимают его степень сжатия, улучшают продувку (применением многоклапанных головок, впускных коллекторов переменной длины и т.п.) и сталкиваются с проблемой - на некоторых режимах (полный газ, невысокие обороты) сжатая в ДВС бензовоздушная смесь начинает детонировать. То есть вместо того чтобы гореть (скорость распространения фронта пламени при нормальном горении около 30-70 м/с), бензовоздушная смесь начинает взрываться - гореть со скоростью звуковой волны в этих условиях (повышенные температура и давление в конце такта сжатия в ДВС). А она в десятки раз выше - 200-700 м/с (Максим Малиновский поправляет: 1500-2300 м/с). Это вызывает «жесткую» работу двигателя - давление в цилиндре ДВС нарастает так быстро, что двигатель испытывает ударные нагрузки.
Для борьбы с детонацией приходится либо применять более детона- ционностойкий бензин (детонирующий при более высоких давлениях и температурах), либо конструировать камеру сгорания ДВС такой формы, которая обеспечит лучшую детонацонную стойкость двигателя (с целью максимально снизить долю бензовоздушной смеси, находящуюся на относительно большом удалении от очага искрообразования, и понизить температуру в этих зонах камеры сгорания), либо применять дополнительные конструктивные меры - например, охлаждение днища поршня маслом из форсунки в картере ДВС.
Однако обратного эффекта этот процесс не имеет - увеличение угла опережения зажигания относительно оптимального, несмотря на отсутствие детонации, мощности не прибавляет! По сигналу датчика детонации система управления двигателем может только уменьшить УОЗ, чтобы предотвратить негативные последствия детонационного горения топлива и, как следствие, уменьшить КПД и мощность двигателя. Таким образом, при использовании бензина с октановым числом ниже заложенного при проектировании и доводке двигателя на заводе, мощность может несколько снизиться на режимах, на которых данный конкретный двигатель наиболее склонен к детонации.
Как правило, это происходит от половины «газа» до полного и на средних частотах вращения колен- вала двигателя - на малых частотах наполнение двигателя бензовоз- душной смесью становится меньше из-за конструктивных особенностей ДВС, а на высоких частотах, близких к максимальным, детонационные процессы не успевают развиваться - слишком мало времени между циклами для прогрева свежей смеси до состояния близкого к состоянию самовоспламенения».
Денис Висицкий указывает, почему не стоит использовать бензин, не рекомендованный производителем. «Если в мотоцикл, работающий на 92-м бензине, залить 95-й или 98-й, из-за детонационной стойкости последних рабочая смесь будет «сопротивляться» воспламенению и гореть медленнее. Результат получится тот же, что и при позднем зажигании. Кроме того, процесс горения топлива затягивается, продукты сгорания не успевают расшириться и, произведя полезную работу, охладиться, что может привести к перегреву впускных клапанов и дальнейшему их прогоранию (для современных двигателей это уже не столь актуально - прим. ред.). Если же в мотоцикл, работающий на 98-м бензине залить 95-й или 92-й, то может произойти детонация рабочей смеси. Результат получается, как при раннем зажигании, мощность падает. Детонация может привести к повреждению поршней и прокладки головки цилиндров».
Максим Малиновский подробно рассказывает о сущности детонации: «Ударные волны от таких очагов самовоспламенения смеси вызывают как бы цепную реакцию во всем объеме камеры сгорания, в результате чего фронт пламени дополнительно ускоряется и происходит взрывообразное горение - детонация. Детонационное сгора-
ние является крайне вредным для двигателя и вызывает выход его из строя. Оно сопровождается звонкими металлическими стуками. Некоторые уверены, что это «пальцы звенят», но на самом деле эти стуки возникают при отражении ударных волн от стенок камеры сгорания. Этим обусловлен кратковременный металлический звук при резком открытии дроссельных заслонок».
Читатель vanich из Белоруссии напоминает, что в случае с двухтактными моторами наличие масла в смеси несколько снижает октановое число. И замечает, что «датчик детонации - полумера, годная лишь при отклонении октанового числа бензина на пару единиц (уменьшает опережение зажигания), но не меняет степень сжатия».
Словом, лучше не «экономить на спичках», а заправлять мотоцикл в соответствии с инструкцией и получать от него все, на что он способен (за что вы, кстати, и заплатили при покупке). Ну а если вдруг нужного бензина на заправке не оказалось, практика показывает, что и на низкооктановом бензине любой впрысковый и карбюраторный двигатель довезет вас до любимой АЗС, если не требовать от него слишком многого - резко не откручивать ручку газа, выдерживать средние обороты, а перед подъемами заблаговременно переходить на низшие передачи.
Источник: Журнал "МОТО".
|
Категория: Мои статьи | Добавил: МОНГОЛ (01.10.2012)
|
Просмотров: 2431
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
| | |
|
Поиск |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Поиск по сайту |
|
|
|